Генезис дипломатического права международных организаций в науке международного права Узбекистана
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье исследованы вопросы генезиса дипломатического права международных организаций в науки и доктрине международного права Узбекистана. Обоснованы теоретические начала и правовое содержание дипломатического права международных организаций. Раскрыт межотраслевой характер подотрасли дипломатического права международных организаций.

Ключевые слова:
генезис, доктрина, международные организации, представительства, межотраслевой характер, подотрасль, иммунитеты и привилегия, закон, положение, Узбекистан.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Современные международные отношения в основе своем протекают в рамках правового поля, и основным регулятором в этой связи выступает международное право, а сами взаимоотношения и связи государств регулируются дипломатическим и консульским правом. Действенность норм дипломатического и консульского права гарантирует устойчивость и равноправные отношения государств и других субъектов международного права и акторов международных отношений, помогает их сбалансированному сотрудничеству.

За годы независимости Узбекистану удалось не только проявить себя как самостоятельный субъект международного права, но и выстроить стройную систему внешнеполитических органов, развить национальную дипломатию во всех его проявлениях на основе международных норм и стандартов, передового зарубежного опыта с учетом национального менталитета, исторических традиций и национально-государственных интересов.

В частности, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своем выступлении на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за рубежом, в частности, отметил, что «мы добились конкретных результатов в развитии и укреплении дружественных отношений с нашими зарубежными партнерами, прежде всего с государствами – ближайшими соседями. Мы на деле начали совместно решать вопросы, которые оставались сложными на протяжении долгих лет. Состоявшиеся в прошлом году многочисленные визиты и встречи на высшем уровне показали, насколько важны для разрешения всех проблем открытый и конструктивный диалог, взаимный учет интересов и поиск разумных компромиссов. … Мы также значительно укрепили взаимовыгодное сотрудничество с Россией и другими странами СНГ, Китаем, США, Южной Кореей, Турцией, рядом государств Европейского и Азиатского континента. На качественно новый уровень вышло наше партнерство с Организацией Объединенных Наций, ОБСЕ, ШОС, Организацией исламского сотрудничества, другими авторитетными международным организациями и финансовыми институтами. … Как видите, за короткий срок сделано немало. В этом есть большая заслуга Министерства иностранных дел и ряда наших посольств за рубежом» [1].

Высоко оценим один важный факт. Дипломатическое и консульское право имеет многовековую историю в Узбекистане. В этой связи отечественный ученый А. Алламуратов справедливо подчеркивает: «Узбекский народ, имеющий древнюю государст­венность, имеет и древние дипломатические традиции, которые на протяже­нии более двух тысяч лет сформировали общие принципы национальной ди­пломатии» [2, С. 4]. Справедливо мнение Э. Ртвеладзе, А. Саидова и Е. Абдуллаева: «История дипло­матии стран Средней Азии – составная часть всемирной истории дипломатии и международного права, подтверждающая единство всемирно-историче­ского процесса, взаи­модействие народов и культур в их историческом про­шлом и при всем этом наличие специфики в развитии среднеазиатского ре­гиона и его особенного вклада в мировую дипломатию» [3, С. 123].

На эти же особенности обратил особое внимание Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своем выступлении на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за рубежом: «Как известно, наша национальная государственность имеет древнюю и богатую историю. Глубокие исторические корни имеет и наша дипломатическая деятельность. Это признают и отечественные, и зарубежные ученые. Исторические источники свидетельствуют о том, что среди наших предков было много известных и талантливых дипломатов, послов. Лучшие книги о дипломатии также созданы на Востоке, в том числе на нашей земле. Хочу обратить ваше внимание на один пример. Всем вам хорошо известна фреска, обнаруженная в Самарканде на территории древнего Афросиаба. На ней изображена церемония приема правителем Самарканда послов из Китая, Кореи, Инда, Чагониёна и других стран. В ходе моего государственного визита в Южную Корею господин Президент Мун Чжэ Ин с большой гордостью продемонстрировал мне хранящуюся в Сеульском музее копию данной фрески. Это изображение, созданное несколько тысяч лет назад, свидетельствует о том, что издревле на территории нашей страны формировались традиции дипломатии, наши предки стремились жить в дружбе и сотрудничестве с государствами ближнего и дальнего зарубежья. В годы правления Амира Темура и династии Темуридов искусство дипломатии было поднято на высокий уровень. Это подтверждают дипломатические отношения и переписка Сахибкирана с правителями Франции, Англии, Испании, Византии, Египта, Китая, Индии, Османской империи и многих других государств. Из истории хорошо известно, что во дворец Амира Темура прибывали десятки послов из разных стран мира, в том числе европейских. В источниках того времени отмечается, что в период 1389-1398 годов, то есть почти за 10 лет, от имени Амира Темура в Китай 9 раз направлялись послы. В летописях сохранились имена послов, представлявших Амира Темура и государство Темуридов в странах Европы и Азии – Мухаммада Кеши родом из Шахрисабза, а также Мавлоно Хафиза, Гиесиддина Наккоша, Абдураззака Самарканди» [1].

Вышесказанное определяет место дипломатии, дипломатического и консульского права в становлении и развитии государственности на территории современного Узбекистана, в развитии его внешних связей и международных отношений.

На сегодняшний день в Республике Уз­бекистан создана целостная система законодательных ак­тов, регулирующих всю совокупность дипломатических отношений Узбе­кистана. И первым шагом после обретения государственной независимости в этом направлении стало принятие 3 июля 1992 г. сразу двух законов – Закона Республики Узбекистан «О по­рядке назначения и отзыва глав дипломатических представительств Респуб­лики Узбекистан в иностранных государствах» и Закона Республики «Об ус­тановлении дипломатических классов и рангов для дипломатических работ­ников Республики Узбекистан» от 3 июля 1992 г. [4, С. 14]. Кроме того, были приняты Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан» от 22 декабря 1995 г. и в новой редакции 6 февраля 2019 г. [5]. Консульский Устав Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. и в новой редакции от 17 января 2019 г. [6]. Положение о Республиканском фонде развития дипломатических и консульских учреждений Узбекистана от 16 марта 1994 г., Положение о дипломатических рангах работников дипломатических представительств и Министерства иностранных дел Республики Узбекистан от 16 марта 1994 г., Положение о Посольстве Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г., Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г. Принятие указанных нормативно-правовых актов заложило законодательный фундамент узбекской дипломатии, явилось законодательным каркасом осуществления независимой дипломатической и консульской деятельности Узбекистана.

Наряду с практическим развитием дипломатического и консульского права Узбекистана активизировались научные изыскания в данной сфере. Были научно обоснованы основы дипломатического права [7], [8], [9], [10], [11], консульского права [12], [13], [14], [15], [16] и института представительств [17]. Однако отдельные институты и подотрасли дипломатического и консульского права, в первую очередь, дипломатическое право международных организаций до сих пор не нашли должного исследования как в отечественной, так и зарубежной науке международного права.

Можно отметить то, что уже в 70-х и 80-х гг. XX в. некоторые ученые небезосновательно начали продвигать идею о дипломатическом праве международных организаций [18], [19]. Отметим также, что в современном международном праве данное положение имеет сильные и крепкие позиции [20], [21], [22].

Вместе с тем, распространено мнение о том, что существует только «двуединая отрасль» дипломатического и консульского права [12, С. 3]. Не можем согласиться с доводами Г. Юлдашевой и других юристов-международников, так как система дипломатического и консульского права вбирает в себя четыре подотрасли: дипломатическое право[1], консульское право[2], право специальных миссий[3] и дипломатическое право международных организаций[4]. Наше мнение вполне согласуется с доктриной дипломатического и консульского права, а также подкрепляется словами Х. Рахманкулова о том, что «отношения, имеющие международный публично-правовой характер, могут быть установлены между государствами, между государствами и международными организациями, а также между международными организациями» [23, С. 35]. Таким образом, доказывается жизненность и наличие дипломатического права международных организаций.

С нашей точки зрения, методологическим основанием формирования дипломатического права международных организаций должна стать доктрина современного международного права, его основополагающие нормы и принципы, неотъемлемое право государств участвовать в деятельности международных организаций, быть представленными в работе его органов.

Можно утверждать, что в эпоху глобализации в системе дипломатического и консульского права сформировалась новая подотрасль – дипломатическое право международных организаций для международно-правового регулирования международных отношений между государствами и международными организациями, и между международными организациями и государствами. Формирование дипломатического права международных организаций в качестве подотрасли дипломатического и консульского права позволит кодифицировать международно-правовые нормы в данной сфере и в конечном итоге послужит прогрессивному развитию норм, принципов и правоотношений в данной сфере.

Актуальность данного подхода для нашей республики связана с наличием многостороннего вектора внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, занимающей ключевое геополитическое положение в Центральной Азии. Наша республика участвует в работе более 40 международных организаций. С каждым годом расширяется сфера сотрудничества Узбекистана и международных организаций, в связи с чем актуализируется вопрос о более детальной регламентации дипломатического статуса представительств международных организаций в Республике Узбекистан и представительств Узбекистана при международных организациях. На сегодняшний день уже приняты ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют членство и участие Узбекистана в деятельности отдельных международных организаций [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31].

Указанные акты регламентируют открытие представительств и миссий при международных организациях, их статус, привилегия и иммунитеты. Вместе с тем, по нашему мнению, необходима разработка и принятие Положения о представительствах международных организаций и их персонала в Республике Узбекистан и Положения о постоянных представительствах Республики Узбекистан при международных организациях, которые систематизировали бы существующую нормативную наработку в данной сфере и систематизировали бы их статус.

Таким образом, считаем, что дипломатическое право международных организаций уже заняло свое достойное место, как в системе общего международного права, так и в доктрине международного права Республики Узбекистан.

Можно констатировать, что наукой и практикой международного права чрезвычайно востребованными являются исследования, посвященные именно таким зарубежным представительствам, как представительства государств при международных межправительственных организациях, делегации на международных конференциях, специальные миссии, представительства международных межправительственных организаций в государствах или при других международных межправительственных организациях, т.к.  представительства государств являются организующими центрами взаимосвязей государств в пределах той или иной международной организации, способствуют укреплению мира и мирного сосуществования государств, равноправному их сотрудничеству во всех областях взаимного интереса.

Подытоживая, можно определить следующие концептуальные выводы.

Во-первых, дипломатическое и консульское право основывается на единстве четырех подотраслей: дипломатического права, консульского права, права специальных миссий и дипломатического права международных организаций.

Во-вторых, дипломатическое право международных организаций является межотраслевой подотраслью. В части того, что данная подотрасль регламентирует статус представительств международных организаций и государств-членов, она относится к праву международных организаций; в части того, что данная подотрасль охватывает вопросы открытия или учреждения представительств, иммунитеты и привилегия представительств и их персонала, она относится к дипломатическому и консульскому праву.

В-третьих, дипломатическое право международных организаций является реальностью не только в общей международно-правовой науке, но и в доктрине международного права Республики Узбекистан. Существование дипломатического права международных организаций доказывается наличием обособленного предмета регулирования, своих специфических источников и субъектов, а также методами регулирования.

 

[1] Обособление дипломатического права в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своих источников: Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.

[2] Обособление консульского права в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своего источника: Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.

[3] Обособление права специальных миссий в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своего источника: Конвенции о специальных миссиях от 16 декабря 1969 г.

[4] Обособление дипломатического права международных организаций в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своих источников: Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 октября 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений  от 21 ноября 1947 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. и Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г.

 

Список литературы

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за рубежом – 2018. – 12 янв. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  https://president.uz/ru/lists/view/1423, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: январь  2019  г.)

2. Алламуратов А.Т. Теоретические вопросы дипломатического и консульского иммунитета в уголовном процессе: Учебное пособие / Под об¬щ. ред. проф. Абдумажидова Г.А. – Т.: ТГЮИ, 2003.

3. Ртвеладзе Э.В., Саидов А.Х., Абдуллев Е.В. Очерки по истории цивилизации древнего Узбекистана: государственность и право. – Т.: Адолат, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, 2000.

4. Вахабов Х.Д. Институт представительства государств в междуна¬родных организациях в современном международном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 2007. – С. 14.

5. Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан» от 6 февраля 2019 г. // Национальная база данных законодательства, 07.02.2019 г., № 03/19/518/2589.

6. Консульский Устав Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. и в новой редакции от 17 января 2019 г. // Национальная база данных законодательства, 18.01.2019 г., № 03/19/517/2497)

7. Саидова Л.А. Дипломатическое право в Узбекистане: проблемы тео¬рии и практики: Автореф. дис… док. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 2001.

8. Саидова Л. Источники современного дипломатического права: международные и национальное законодательство Республики Узбекистан. – Т.: Адо¬лат, 2001.

9. Саидова Л. Правовые основы дипломатической деятельности Респуб¬лики Узбекистан. – Т.: Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, 2001.

10. Акрамова Н.Р. Современная международно-правовая концепция дипломатических иммунитетов и привилегий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 2008.

11. Абдуллаева Л.М. Международно-правовые проблемы предотвра¬щения посягательств на дипломатических агентов: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 2007.

12. Юлдашева Г. Консульское право в системе современного международного публичного права. – Т.: Фан, 2007.

13. Юлдашева Г. Дипломатическое и консульское право – Т.: ТГЮИ, 2008.

14. Институт консульской службы и консульского права Республики Узбекистан. Учебное пособие. Под руководством Д.ю.н. И.Хамедова. УМЭД.Т. 2009.

15. Расулов Ш. Ўзбекистон консуллик хизмати (фуқароларни халқаро хусусий ҳуқуқий манфаатларининг ҳимояланиши: назарий ва амалий муаммолари). Моногрфия. – Т.: “Адолат”, 2008.

16. Гафурова С.А. Развитие института консульской защиты прав граждан Республики Узбекистан: Автореф. дис. … доктора философии (PhD) по юридическим наукам – Т.: УМЭД, 2018.

17. Вахабов Х.Д. Институт представительства государств в международных организациях в современном международном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 2007.

18. Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организа¬ций. Правовое положение представителей государств при международных организациях, в их органах и на международных конференциях. – М.: Международные отношения, 1972. – 192 с.

19. Максудов М.М. Международно-правовой статус постоянных представительств государств при международных организациях универсального характера: дис. канд.юр.наук: 22. 01.1985\ РУДН им Патриса Лумумбы. – М., 1984.

20. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов. – М.: Юристъ, 2001. – С. 445-448

21. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук; Рос. акад. Наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ин-т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Волтерс-Клувер, 2008. – 544 с.

22. Дипломатическое и консульское право: учеб.пособие / – А.Х.Абашидзе, И.А.Чистоходова. Москва : РУДН, 2015. – 260 с.

23. Раҳмонқулов Ҳ. Ҳуқуқ тизими ва унинг соҳалари. – Т.: Фалсафа ва ҳуқуқ институти, 2005.

24. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 11 «О Постоянном представительстве Республики Узбекистан в Организации Объединенных Наций в г. Нью-Йорке» от 18 января 1994 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://lex.uz/docs/625437?otherlang=3, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: март  2019  г.)

25. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 2 «Об открытии Постоянного представительства Республики Узбекистан при Отделении ООН и других международных организациях в г. Женеве» от 06 января 1997 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://www.lex.uz/docs/1596408, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: март  2019  г.)

26. Постановление Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан № 154 «Об образовании Полномочного представительства Республики Узбекистан в Содружестве Независимых Государств» от 30 марта 1992 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://www.lex.uz/docs/406355, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: март  2019  г.)

27. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1069 «О Постоянном полномочном представителе Республики Узбекистан при уставных и других органах Содружества Независимых Государств» от 10 марта 2009 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://lex.uz/docs/1454875?query=%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: февраль  2019  г.)

28. Положение о Постоянном полномочном представителе Республики Узбекистан при уставных и других органах Содружества Независимых Государств от 10 марта 2009 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://lex.uz/docs/1454875?query=%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: январь  2019  г.)

29. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 237 «Об открытии Миссии Республики Узбекистан при НАТО» от 01 июня 1998 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://www.lex.uz/docs/820105, свободный. Загл. с экрана. Яз. узбек. (дата обращения: март  2019  г.)

30. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-489 «О Полномочном представителе Республики Узбекистан при Организации договора о коллективной безопасности» от 14 октября 2006 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://lex.uz/docs/1740214, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: январь  2019  г.)

31. Положение о Полномочном представителе Республики Узбекистан при Организации Договора о коллективной безопасности от 14 октября 2006 г. [Электронный  ресурс]  Режим  доступа:  http://lex.uz/docs/1740214, свободный

Войти или Создать
* Забыли пароль?