Genesis of diplomatic law of international organizations in the science of international law of Uzbekistan
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article explores the genesis of the diplomatic law of international organizations in science and the doctrine of international law of Uzbekistan. The theoretical principles and the legal content of the diplomatic law of international organizations are learned. The inter-branch nature of the diplomatic law of international organizations as the sub-branch of law is disclosed.

Keywords:
Genesis, doctrine, international organizations, representation, interdisciplinary character, sub-branch, immunities and privilege, law, regulation, Uzbekistan.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Современные международные отношения в основе своем протекают в рамках правового поля, и основным регулятором в этой связи выступает международное право, а сами взаимоотношения и связи государств регулируются дипломатическим и консульским правом. Действенность норм дипломатического и консульского права гарантирует устойчивость и равноправные отношения государств и других субъектов международного права и акторов международных отношений, помогает их сбалансированному сотрудничеству.

За годы независимости Узбекистану удалось не только проявить себя как самостоятельный субъект международного права, но и выстроить стройную систему внешнеполитических органов, развить национальную дипломатию во всех его проявлениях на основе международных норм и стандартов, передового зарубежного опыта с учетом национального менталитета, исторических традиций и национально-государственных интересов.

В частности, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своем выступлении на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за рубежом, в частности, отметил, что «мы добились конкретных результатов в развитии и укреплении дружественных отношений с нашими зарубежными партнерами, прежде всего с государствами – ближайшими соседями. Мы на деле начали совместно решать вопросы, которые оставались сложными на протяжении долгих лет. Состоявшиеся в прошлом году многочисленные визиты и встречи на высшем уровне показали, насколько важны для разрешения всех проблем открытый и конструктивный диалог, взаимный учет интересов и поиск разумных компромиссов. … Мы также значительно укрепили взаимовыгодное сотрудничество с Россией и другими странами СНГ, Китаем, США, Южной Кореей, Турцией, рядом государств Европейского и Азиатского континента. На качественно новый уровень вышло наше партнерство с Организацией Объединенных Наций, ОБСЕ, ШОС, Организацией исламского сотрудничества, другими авторитетными международным организациями и финансовыми институтами. … Как видите, за короткий срок сделано немало. В этом есть большая заслуга Министерства иностранных дел и ряда наших посольств за рубежом» [1].

Высоко оценим один важный факт. Дипломатическое и консульское право имеет многовековую историю в Узбекистане. В этой связи отечественный ученый А. Алламуратов справедливо подчеркивает: «Узбекский народ, имеющий древнюю государст­венность, имеет и древние дипломатические традиции, которые на протяже­нии более двух тысяч лет сформировали общие принципы национальной ди­пломатии» [2, С. 4]. Справедливо мнение Э. Ртвеладзе, А. Саидова и Е. Абдуллаева: «История дипло­матии стран Средней Азии – составная часть всемирной истории дипломатии и международного права, подтверждающая единство всемирно-историче­ского процесса, взаи­модействие народов и культур в их историческом про­шлом и при всем этом наличие специфики в развитии среднеазиатского ре­гиона и его особенного вклада в мировую дипломатию» [3, С. 123].

На эти же особенности обратил особое внимание Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своем выступлении на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за рубежом: «Как известно, наша национальная государственность имеет древнюю и богатую историю. Глубокие исторические корни имеет и наша дипломатическая деятельность. Это признают и отечественные, и зарубежные ученые. Исторические источники свидетельствуют о том, что среди наших предков было много известных и талантливых дипломатов, послов. Лучшие книги о дипломатии также созданы на Востоке, в том числе на нашей земле. Хочу обратить ваше внимание на один пример. Всем вам хорошо известна фреска, обнаруженная в Самарканде на территории древнего Афросиаба. На ней изображена церемония приема правителем Самарканда послов из Китая, Кореи, Инда, Чагониёна и других стран. В ходе моего государственного визита в Южную Корею господин Президент Мун Чжэ Ин с большой гордостью продемонстрировал мне хранящуюся в Сеульском музее копию данной фрески. Это изображение, созданное несколько тысяч лет назад, свидетельствует о том, что издревле на территории нашей страны формировались традиции дипломатии, наши предки стремились жить в дружбе и сотрудничестве с государствами ближнего и дальнего зарубежья. В годы правления Амира Темура и династии Темуридов искусство дипломатии было поднято на высокий уровень. Это подтверждают дипломатические отношения и переписка Сахибкирана с правителями Франции, Англии, Испании, Византии, Египта, Китая, Индии, Османской империи и многих других государств. Из истории хорошо известно, что во дворец Амира Темура прибывали десятки послов из разных стран мира, в том числе европейских. В источниках того времени отмечается, что в период 1389-1398 годов, то есть почти за 10 лет, от имени Амира Темура в Китай 9 раз направлялись послы. В летописях сохранились имена послов, представлявших Амира Темура и государство Темуридов в странах Европы и Азии – Мухаммада Кеши родом из Шахрисабза, а также Мавлоно Хафиза, Гиесиддина Наккоша, Абдураззака Самарканди» [1].

Вышесказанное определяет место дипломатии, дипломатического и консульского права в становлении и развитии государственности на территории современного Узбекистана, в развитии его внешних связей и международных отношений.

На сегодняшний день в Республике Уз­бекистан создана целостная система законодательных ак­тов, регулирующих всю совокупность дипломатических отношений Узбе­кистана. И первым шагом после обретения государственной независимости в этом направлении стало принятие 3 июля 1992 г. сразу двух законов – Закона Республики Узбекистан «О по­рядке назначения и отзыва глав дипломатических представительств Респуб­лики Узбекистан в иностранных государствах» и Закона Республики «Об ус­тановлении дипломатических классов и рангов для дипломатических работ­ников Республики Узбекистан» от 3 июля 1992 г. [4, С. 14]. Кроме того, были приняты Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан» от 22 декабря 1995 г. и в новой редакции 6 февраля 2019 г. [5]. Консульский Устав Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. и в новой редакции от 17 января 2019 г. [6]. Положение о Республиканском фонде развития дипломатических и консульских учреждений Узбекистана от 16 марта 1994 г., Положение о дипломатических рангах работников дипломатических представительств и Министерства иностранных дел Республики Узбекистан от 16 марта 1994 г., Положение о Посольстве Республики Узбекистан от 24 марта 2000 г., Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г. Принятие указанных нормативно-правовых актов заложило законодательный фундамент узбекской дипломатии, явилось законодательным каркасом осуществления независимой дипломатической и консульской деятельности Узбекистана.

Наряду с практическим развитием дипломатического и консульского права Узбекистана активизировались научные изыскания в данной сфере. Были научно обоснованы основы дипломатического права [7], [8], [9], [10], [11], консульского права [12], [13], [14], [15], [16] и института представительств [17]. Однако отдельные институты и подотрасли дипломатического и консульского права, в первую очередь, дипломатическое право международных организаций до сих пор не нашли должного исследования как в отечественной, так и зарубежной науке международного права.

Можно отметить то, что уже в 70-х и 80-х гг. XX в. некоторые ученые небезосновательно начали продвигать идею о дипломатическом праве международных организаций [18], [19]. Отметим также, что в современном международном праве данное положение имеет сильные и крепкие позиции [20], [21], [22].

Вместе с тем, распространено мнение о том, что существует только «двуединая отрасль» дипломатического и консульского права [12, С. 3]. Не можем согласиться с доводами Г. Юлдашевой и других юристов-международников, так как система дипломатического и консульского права вбирает в себя четыре подотрасли: дипломатическое право[1], консульское право[2], право специальных миссий[3] и дипломатическое право международных организаций[4]. Наше мнение вполне согласуется с доктриной дипломатического и консульского права, а также подкрепляется словами Х. Рахманкулова о том, что «отношения, имеющие международный публично-правовой характер, могут быть установлены между государствами, между государствами и международными организациями, а также между международными организациями» [23, С. 35]. Таким образом, доказывается жизненность и наличие дипломатического права международных организаций.

С нашей точки зрения, методологическим основанием формирования дипломатического права международных организаций должна стать доктрина современного международного права, его основополагающие нормы и принципы, неотъемлемое право государств участвовать в деятельности международных организаций, быть представленными в работе его органов.

Можно утверждать, что в эпоху глобализации в системе дипломатического и консульского права сформировалась новая подотрасль – дипломатическое право международных организаций для международно-правового регулирования международных отношений между государствами и международными организациями, и между международными организациями и государствами. Формирование дипломатического права международных организаций в качестве подотрасли дипломатического и консульского права позволит кодифицировать международно-правовые нормы в данной сфере и в конечном итоге послужит прогрессивному развитию норм, принципов и правоотношений в данной сфере.

Актуальность данного подхода для нашей республики связана с наличием многостороннего вектора внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, занимающей ключевое геополитическое положение в Центральной Азии. Наша республика участвует в работе более 40 международных организаций. С каждым годом расширяется сфера сотрудничества Узбекистана и международных организаций, в связи с чем актуализируется вопрос о более детальной регламентации дипломатического статуса представительств международных организаций в Республике Узбекистан и представительств Узбекистана при международных организациях. На сегодняшний день уже приняты ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют членство и участие Узбекистана в деятельности отдельных международных организаций [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31].

Указанные акты регламентируют открытие представительств и миссий при международных организациях, их статус, привилегия и иммунитеты. Вместе с тем, по нашему мнению, необходима разработка и принятие Положения о представительствах международных организаций и их персонала в Республике Узбекистан и Положения о постоянных представительствах Республики Узбекистан при международных организациях, которые систематизировали бы существующую нормативную наработку в данной сфере и систематизировали бы их статус.

Таким образом, считаем, что дипломатическое право международных организаций уже заняло свое достойное место, как в системе общего международного права, так и в доктрине международного права Республики Узбекистан.

Можно констатировать, что наукой и практикой международного права чрезвычайно востребованными являются исследования, посвященные именно таким зарубежным представительствам, как представительства государств при международных межправительственных организациях, делегации на международных конференциях, специальные миссии, представительства международных межправительственных организаций в государствах или при других международных межправительственных организациях, т.к.  представительства государств являются организующими центрами взаимосвязей государств в пределах той или иной международной организации, способствуют укреплению мира и мирного сосуществования государств, равноправному их сотрудничеству во всех областях взаимного интереса.

Подытоживая, можно определить следующие концептуальные выводы.

Во-первых, дипломатическое и консульское право основывается на единстве четырех подотраслей: дипломатического права, консульского права, права специальных миссий и дипломатического права международных организаций.

Во-вторых, дипломатическое право международных организаций является межотраслевой подотраслью. В части того, что данная подотрасль регламентирует статус представительств международных организаций и государств-членов, она относится к праву международных организаций; в части того, что данная подотрасль охватывает вопросы открытия или учреждения представительств, иммунитеты и привилегия представительств и их персонала, она относится к дипломатическому и консульскому праву.

В-третьих, дипломатическое право международных организаций является реальностью не только в общей международно-правовой науке, но и в доктрине международного права Республики Узбекистан. Существование дипломатического права международных организаций доказывается наличием обособленного предмета регулирования, своих специфических источников и субъектов, а также методами регулирования.

 

[1] Обособление дипломатического права в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своих источников: Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.

[2] Обособление консульского права в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своего источника: Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.

[3] Обособление права специальных миссий в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своего источника: Конвенции о специальных миссиях от 16 декабря 1969 г.

[4] Обособление дипломатического права международных организаций в самостоятельную подотрасль в рамках дипломатического и консульского права среди прочих основывается на наличии своих источников: Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 октября 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений  от 21 ноября 1947 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. и Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г.

 

References

1. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirzieeva na soveschanii, posvyaschennom deyatel'nosti Ministerstva inostrannyh del i posol'stv nashey strany za rubezhom – 2018. – 12 yanv. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  https://president.uz/ru/lists/view/1423, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus. (data obrascheniya: yanvar'  2019  g.)

2. Allamuratov A.T. Teoreticheskie voprosy diplomaticheskogo i konsul'skogo immuniteta v ugolovnom processe: Uchebnoe posobie / Pod ob¬sch. red. prof. Abdumazhidova G.A. – T.: TGYuI, 2003.

3. Rtveladze E.V., Saidov A.H., Abdullev E.V. Ocherki po istorii civilizacii drevnego Uzbekistana: gosudarstvennost' i pravo. – T.: Adolat, Nacional'nyy centr Respubliki Uzbekistan po pravam cheloveka, 2000.

4. Vahabov H.D. Institut predstavitel'stva gosudarstv v mezhduna¬rodnyh organizaciyah v sovremennom mezhdunarodnom prave: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. – T.: UMED, 2007. – S. 14.

5. Zakon Respubliki Uzbekistan «O mezhdunarodnyh dogovorah Respubliki Uzbekistan» ot 6 fevralya 2019 g. // Nacional'naya baza dannyh zakonodatel'stva, 07.02.2019 g., № 03/19/518/2589.

6. Konsul'skiy Ustav Respubliki Uzbekistan ot 29 avgusta 1996 g. i v novoy redakcii ot 17 yanvarya 2019 g. // Nacional'naya baza dannyh zakonodatel'stva, 18.01.2019 g., № 03/19/517/2497)

7. Saidova L.A. Diplomaticheskoe pravo v Uzbekistane: problemy teo¬rii i praktiki: Avtoref. dis… dok. yurid. nauk. – T.: UMED, 2001.

8. Saidova L. Istochniki sovremennogo diplomaticheskogo prava: mezhdunarodnye i nacional'noe zakonodatel'stvo Respubliki Uzbekistan. – T.: Ado¬lat, 2001.

9. Saidova L. Pravovye osnovy diplomaticheskoy deyatel'nosti Respub¬liki Uzbekistan. – T.: Nacional'nyy centr Respubliki Uzbekistan po pravam cheloveka, 2001.

10. Akramova N.R. Sovremennaya mezhdunarodno-pravovaya koncepciya diplomaticheskih immunitetov i privilegiy: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. – T.: UMED, 2008.

11. Abdullaeva L.M. Mezhdunarodno-pravovye problemy predotvra¬scheniya posyagatel'stv na diplomaticheskih agentov: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. – T.: UMED, 2007.

12. Yuldasheva G. Konsul'skoe pravo v sisteme sovremennogo mezhdunarodnogo publichnogo prava. – T.: Fan, 2007.

13. Yuldasheva G. Diplomaticheskoe i konsul'skoe pravo – T.: TGYuI, 2008.

14. Institut konsul'skoy sluzhby i konsul'skogo prava Respubliki Uzbekistan. Uchebnoe posobie. Pod rukovodstvom D.yu.n. I.Hamedova. UMED.T. 2009.

15. Rasulov Sh. Ўzbekiston konsullik hizmati (fuқarolarni halқaro hususiy ҳuқuқiy manfaatlarining ҳimoyalanishi: nazariy va amaliy muammolari). Monogrfiya. – T.: “Adolat”, 2008.

16. Gafurova S.A. Razvitie instituta konsul'skoy zaschity prav grazhdan Respubliki Uzbekistan: Avtoref. dis. … doktora filosofii (PhD) po yuridicheskim naukam – T.: UMED, 2018.

17. Vahabov H.D. Institut predstavitel'stva gosudarstv v mezhdunarodnyh organizaciyah v sovremennom mezhdunarodnom prave: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. – T.: UMED, 2007.

18. Ganyushkin B.V. Diplomaticheskoe pravo mezhdunarodnyh organiza¬ciy. Pravovoe polozhenie predstaviteley gosudarstv pri mezhdunarodnyh organizaciyah, v ih organah i na mezhdunarodnyh konferenciyah. – M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1972. – 192 s.

19. Maksudov M.M. Mezhdunarodno-pravovoy status postoyannyh predstavitel'stv gosudarstv pri mezhdunarodnyh organizaciyah universal'nogo haraktera: dis. kand.yur.nauk: 22. 01.1985\ RUDN im Patrisa Lumumby. – M., 1984.

20. Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik / Otv. red. V.I. Kuznecov. – M.: Yurist', 2001. – S. 445-448

21. Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Osobennaya chast': ucheb. dlya studentov yurid. fak. i vuzov / I. I. Lukashuk; Ros. akad. Nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem. pravovoy in-t. – Izd. 3-e, pererab. i dop. - M. : Volters-Kluver, 2008. – 544 s.

22. Diplomaticheskoe i konsul'skoe pravo: ucheb.posobie / – A.H.Abashidze, I.A.Chistohodova. Moskva : RUDN, 2015. – 260 s.

23. Raҳmonқulov Ҳ. Ҳuқuқ tizimi va uning soҳalari. – T.: Falsafa va ҳuқuқ instituti, 2005.

24. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan № 11 «O Postoyannom predstavitel'stve Respubliki Uzbekistan v Organizacii Ob'edinennyh Naciy v g. N'yu-Yorke» ot 18 yanvarya 1994 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://lex.uz/docs/625437?otherlang=3, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus. (data obrascheniya: mart  2019  g.)

25. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan № 2 «Ob otkrytii Postoyannogo predstavitel'stva Respubliki Uzbekistan pri Otdelenii OON i drugih mezhdunarodnyh organizaciyah v g. Zheneve» ot 06 yanvarya 1997 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://www.lex.uz/docs/1596408, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus. (data obrascheniya: mart  2019  g.)

26. Postanovlenie Kabineta Ministrov pri Prezidente Respubliki Uzbekistan № 154 «Ob obrazovanii Polnomochnogo predstavitel'stva Respubliki Uzbekistan v Sodruzhestve Nezavisimyh Gosudarstv» ot 30 marta 1992 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://www.lex.uz/docs/406355, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus. (data obrascheniya: mart  2019  g.)

27. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan № PP-1069 «O Postoyannom polnomochnom predstavitele Respubliki Uzbekistan pri ustavnyh i drugih organah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv» ot 10 marta 2009 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://lex.uz/docs/1454875?query=%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus. (data obrascheniya: fevral'  2019  g.)

28. Polozhenie o Postoyannom polnomochnom predstavitele Respubliki Uzbekistan pri ustavnyh i drugih organah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 10 marta 2009 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://lex.uz/docs/1454875?query=%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus. (data obrascheniya: yanvar'  2019  g.)

29. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan № 237 «Ob otkrytii Missii Respubliki Uzbekistan pri NATO» ot 01 iyunya 1998 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://www.lex.uz/docs/820105, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. uzbek. (data obrascheniya: mart  2019  g.)

30. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan № PP-489 «O Polnomochnom predstavitele Respubliki Uzbekistan pri Organizacii dogovora o kollektivnoy bezopasnosti» ot 14 oktyabrya 2006 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://lex.uz/docs/1740214, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus. (data obrascheniya: yanvar'  2019  g.)

31. Polozhenie o Polnomochnom predstavitele Respubliki Uzbekistan pri Organizacii Dogovora o kollektivnoy bezopasnosti ot 14 oktyabrya 2006 g. [Elektronnyy  resurs]  Rezhim  dostupa:  http://lex.uz/docs/1740214, svobodnyy

Login or Create
* Forgot password?